2a9c932b     

Кони А Ф - В Г Короленко И Суд



Анатолий Федорович Кони
В. Г. КОРОЛЕНКО И СУД
СТАТЬИ И ВОСПОМИНАНИЯ О ПИСАТЕЛЯХ
Кончина Владимира Галактионовича Короленко вызвала ряд некрологов и
воспоминаний, в которых всесторонне и ярко обрисовывается образ этого
высокоталантливого писателя, из произведений которого настойчиво и
"проникновенно" звучат - призыв к человеколюбию, к уважению человеческой
личности и к свободе и нежная, глубокая любовь к чудесно описываемой
природе. Но в них почти совершенно умалчивается про участие Короленко в
так называемом Мултанском деле, которому он посвятил много труда и энергии
во имя торжества справедливости. Хочется напомнить об этой его
деятельности, которая дорисовывает благородную и возвышенную в своих
стремлениях личность усопшего.
В 1894 году в округе Сарапульского окружного суда было возбуждено
следствие об одиннадцати крестьянах села Старый Мултан, обвиняемых в
убийстве нищего Матюнина с целью приношения его внутренностей в жертву
языческим богам. Из преданных Сарапульскому окружному суду присяжными
признаны виновными семь подсудимых, приговоренных к каторжным работам.
Рассмотрев принесенную на этот приговор кассационную жалобу, сенат нашел,
что при производстве дела было нарушено равноправие сторон и, вопреки
требованию закона, допущены показания свидетелей "по слуху", - и отменил
состоявшийся приговор, передав дело для слушания в Елабугу. Там тоже
последовало обвинительное решение присяжных заседателей, состоявшееся при
целом ряде нарушений, препятствовавших всестороннему рассмотрению и
правильному разрешению вопроса о действительном существовании
человеческого жертвоприношения у вотяков, как двигающего побуждения
обвиняемых. На это решение была опять принесена кассационная жалоба
защитника подсудимых. Рассмотрение ее состоялось 22 декабря 1895 года при
большом стечении публики.
Ввиду важности этого дела и повторности нарушений, шедших вразрез с
истинными целями правосудия, я высказал в моем обер-прокурорском
заключении, что нарушения, допущенные при ведении уголовных дел в суде,
представляют особую важность в тех случаях, где суду приходится иметь дело
с исключительными общественными и бытовыми явлениями и где вместе с
признанием виновности подсудимых судебным приговором установляется и
закрепляется, как руководящее указание для будущего, существование
какоголибо мрачного явления в народной или общественной жизни,
послужившего источником или основанием для преступления. Таковы дела о
новых сектах, опирающихся на вредные или безнравственные догматы и учения;
дела о местных обычаях, приобретающих, с точки зрения уголовного дела,
значение преступления, как, например, насильственный увод девиц для брака,
родовое кровомщение и т. п.; таковы дела об организованных обществах для
систематического истребления детей, принимаемых на воспитание, дела о
ритуальных убийствах и человеческих жертвоприношениях и т. д. В этого рода
делах суд обязан с особой точностью и строгостью выполнить все предписания
закона, направленные на получение правосудного решения, памятуя, что
приговор его является не только решением судьбы подсудимого, но и точкой
опоры для будущих судебных преследований и вместе с тем доказательством
существования такого печального явления, самое признание которого судом
устраняет на будущее время сомнение в наличности источника для известных
преступлений исключительно бытового и религиозного характера в той или
другой части населения.
Усматривая в деле четыре коренных нарушения в разных



Содержание раздела