2a9c932b     

Кони А Ф - Советы Лекторам



Анатолий Федорович Кони
СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ
Из неопубликованных заметок
1
Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к
теме - прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и
пройти по нему несколько раз. Еще лучше - написать речь и, тщательно отделав
ее в стилистическом отношении, прочитать вслух.
Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и
не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать
без нарушения целого.
2
Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего
вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый
костюм производит неприятное впечатление. Это - важно помнить, так как
психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления
лектора перед публикой.
3
Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так
сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор
сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему
бодрость, внушает уверенность и успокаивает.
4
Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх
от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое
хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т.
д. Все это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое
волнение, конечно, бывает всегда.
Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в
себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше
владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно
пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату
подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности
лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только
лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит
свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще осталось
сказать.
Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик
ответил: "Я об этом много думал". Другой великий человек - Альва Томазо Эдисон
сказал, что в его изобретениях было 98 процентов "потения" и 2 процента
"вдохновения".
Многим известно, во что обходился "перл создания" нашему Гоголю: до восьми
переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и
практикой, то есть тем же трудом.
В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые
минуты успеха, которые, нет-нет, да и выпадают на долю не совсем плохого или
только порядочного лектора.
5
Начинать речь с обращения: "Товарищи". Можно построить начальную фразу и
так, чтобы эти слова были в середине: "Сегодня, товарищи, вам предстоит...".
6
Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по
возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность,
убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного -
взрослым, скучного - молодежи.
7
Тон речи может повышаться (то, что в музыке crescendo), но следует вообще
менять тон - повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной
фразы и даже отдельные слова (логическое ударение). Тон подчеркивает. Иногда
хорошо "упасть" в тоне: с высокого, вдруг перейти на низкий, сделав паузу. Это
"иногда" определяется мест



Назад