2a9c932b     

Кони А Ф - Нравственный Облик Пушкина



Анатолий Федорович Кони
НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ПУШКИНА
Речь, посвященная 100-летию со дня рождения Пушкина, прочитанная 26 мая
1899 г. на торжественном заседании Академии Наук, впервые напечатана в
"Вестнике Европы" (1899 г, No10) с посвящением П.Н. Обнинскому.
Под названием "Общественные взгляды Пушкина" и в несколько измененном виде
вошла в книгу "Чествование памяти А.С. Пушкина имп. Академией Наук в сотую
годовщину дня его рождения. Май 1899", СПб., 1900 и напечатана отдельно (СПб.,
1900). С исправлениями редакционного характера под заглавием "Нравственный
облик Пушкина" включена в книгу А.Ф. Кони "Очерки и воспоминания", СПб.. 1906,
а затем перепечатана с незначительными поправками в четвертом томе книги "На
жизненном пути" (Ревель - Берлин, изд. "Библиофил", [1923]). Этот последний
прижизненный текст публикуется в настоящем издании.
Часть речи (главным образом вторая половина, с сокращениями) повторена с
добавлениями в докладе, прочитанном 17 февраля 1921 г. в Доме литераторов на
заседании, посвященном 84-й годовщине смерти поэта (напечатана в книге
"Пушкин. Достоевский", Пб., изд. Дома литераторов, 1921). Некоторые из этих
добавлений приводятся в примечаниях к соответствующим страницам.
А.С. ПУШКИН
Речь на торжественном заседании в Доме литераторов
в 84-ю годовщину со дня смерти Пушкина 11 февраля 1921 г.
была опубликована в "Вестнике литературы" 1921 г. No 3.
.
Настоящее собрание присутствует при зарождении всенародных, всероссийских
поминок по Пушкину, которые должны являться не мимолетным порывом чувства, не
временным проявлением симпатии к погибшему так рано поэту, а чем-то
хроническим, ежегодным, всероссийским, повторяемым с непреложностью известного
нравственного закона, и представлять собой общепонятный и общесознаваемый
праздник для всех мыслящих русских людей.
Может возникнуть вопрос - почему же будет праздноваться (в сущности эти
поминки будут носить праздничный характер) его смерть, а не день его рождения?
Ответ довольно прост. Да потому, что рождение не создает никакого
определенного образа, с представлением о рождении не соединяется ничего
конкретного, ничего такого, что бы выделяло этого ребенка из числа других
(кроме случаев какого-нибудь уродства), а поэт, и в особенности такой поэт,
как Пушкин, может сказать про себя словами другого поэта: "Мой образ вылит,
еще резца последний взмах,- и гордо станет он в веках". Но это он может
сказать перед концом своей жизни. Следовательно, смерть рисует поэта, смерть
подводит ему известного рода итог. И наконец, - и это очень важно, - смерть
гораздо сильнее ударяет по сердцам, чем рождение. Смерть соединяет всех тех,
которые ценили умершего человека, в одном чувстве скорби, смерть заканчивает
его существование и звучит как последний аккорд. Наконец, те, кто верует в
загробное существование, знают, что оплакивать и вспоминать приходится не в
день рождения, а в день смерти. Поэтому нужно праздновать именно день смерти
Пушкина, а не день его рождения, и праздновать в том смысле, что с этого
момента началось настоящее рождение русской литературы в его настоящем смысле,
рождение русского языка в его настоящем объеме и красоте.
Пушкин сказал: "Мы ленивы и не любопытны" [1]. Этим он хотел сказать, что
в большинстве случаев у нас не существует вчерашнего дня. От этого завтрашний
день такой неясный, туманный. Мы не знаем вчерашнего дня не только в нашей
жизни, но и в жизни общественной, и то, что могло воспитать в нас чувство
долга, что мог



Назад